Как надо измерять слух и для чего все это необходимо?

Опубликовано: 18.09.2012
Автор: Буданов Евгений Геннадьевич: кандидат медицинских наук, врач-сурдолог, оториноларинголог (лор)

Очередной посетитель в который раз заставил задуматься над бренностью бытия, а именно над тем, как обстоит дело с сурдологической помощью в России и ближних странах.

Итак, приходит пациент с жалобами на шум в ушах, сниженную разборчивость речи, больше на одно ухо, головные боли (в анамнезе гипертоническая болезнь и шейный остеохондроз) с такими словами: меня врач (лор) направил сделать аудиограмму, чтобы Вы (то есть я) назначил лечение... Все бы ничего, так бывает. Только скажите мне, пожалуйста, как же можно назначить лечение, поставив диагноз только по аудиограмме. С этими мыслями вступаю в длинный диспут с пациентом, объясняя на наглядных пособиях и использую просто логические доводы, что аудиограмма - это лишь часть пути. Она позволит ответить на пару вопросов: снижен слух и насколько снижен, какой тип снижения слуха есть у пациента. Все! А дальше же как? Как ответить на вопрос: почему снижен, где, в какой части уха (или не уха) проиходит это снижение? Как узнать причину ушного шума? Почему страдает разборчивость речи?

Или еще пример: приходит мама с ребенком 5 лет и говорит, что у них после 2-х лет  детские врачи подозревали тугоухость, но сказали, что только к школе смогут проверить слух, чтобы поставить диагноз. О?! Нет слов...

К чему эти примеры? Дело в том, что наша осведомленность о современных возможностях сурдологической помощи детям и взрослым весьма ограничена.  Никто или почти никто не знает, что уже на первом году жизни ребенка можно поставить диагноз тугоухость и вовремя начать лечение, реабилитацию слуха, коррекцию развития речи. И делают же такое. Существуют дети, которым уже в 6 месяцев врач дает исчерпывающее заключение по слуху и предлагает полные развернутые рекомендации, которые повлияют на рост ребенка, формирование его социальных навыков, адаптируют его к обществу нормальнослышащих. Но лишь доли процентов родителей, педагогов, врачей будут задумываться об этом в столь ранний период жизни ребенка. Чаще всего видна ситуация, при которой до 2-3 лет все ждут как чуда, когда же маленький человек заговорит. Идут бесконечные консультации с неврологами, логопедами, психологами и другими специалистами. В конце этого пути задержка речевого развития.  Также никто не знает, что осведомленный сурдолог с современным оснащением может не только сказать, что у человека есть тугоухость, но даже верифицировать ее причины. Скажем, такая форма тугоухости, как кондуктивная возникает от рубцового отита с среднем ухе, отосклероза, разрыва цепи слуховых косточек и т.д. И все эти причины можно установить при проведении полноценного аудиологического исследования. В дело идет тимпанометрия, измерение акустических рефлексов и др. Или, допустим, у пациента т.н. нейросенсорная (сенсоневральная тугоухость). В самом название лежит двойной смысл (сенсо- и нейро-). Применив отоакустическую эмиссию, мы может исключить или подтвердить сенсорный механизм развития тугоухости у пациента, когда страдают микроскопические чувствительные волосковые клетки улитки. Используя упомянутый выше метод определения акустических рефлексов и их пороги, а также измеряя коротколатентные стволовые вызванные потенциалы (КСВП), мы можем подтвердить или, опять же, опровергнуть нейрогенные нарушения, обуславливающие тугоухость.  Будь то аудиоторная нейропатия, опухоли слухового нерва, его травмы и т.д. Профессиональные аудиологи и сурдологи могут ругать или хвалить такой метод, как ASSR, но он помогает нам определить частотнозависимые характеристики нарушения слуха у маленьких детей и правильно настраивать слуховые аппараты в самом раннем возрасте. Подобные примеры можно продолжать.

Из приведенных доводов следует, на мой взгляд, простой вывод. Родители и педагоги, врачи детских и взрослых специальностей должны быть осведомлены о возможностях современной сурдологии, не ограничивая себя простыми представлениями о классической тональной аудиометрии. Сурдологи же, в свою очередь, должны быть на гребне современных технических и научных достижений в своей специальности. И если их оснащение не позволяет в полной мере помочь человеку, им следует подсказать путь, по которому должны пойти пациенты, чтобы получить максимально квалифицированную и информативную лечебную и диагностическую помощь.