Когда нужно проверять слух у детей?

Опубликовано: 18.09.2012
Автор: Буданов Евгений Геннадьевич: кандидат медицинских наук, врач-сурдолог, оториноларинголог (лор)

Согласно статистике, не менее 1 ребенка из 1000 при рождении имеет значимые нарушения слуха, которые приводят к задержке развития речи и даже глухонемоте. На протяжение первых лет жизни неизменно увеличивается число таких детей. Виной тому заболевания, перенесенные в первые три года жизни (отиты, инфекционные заболевания и т.д.), осложнения родовой травмы, желтуха, назначенные ототоксические лекарства и другие причины. В этой связи следует напомнить, что согласно рекомендациям ведущих специалистов, занимающихся вопросами тугоухости, следующие категории детей нуждаются в мониторинге их слуха не менее 2 раз в год до достижения ими 3-х летнего возраста:

  • Задержка психического и моторного развития
  • Семейный анамнез нарушения слуха в детском возрасте у родителей (бабушек и т.д.)
  • Стигмы развития лица (аномалии и врожденные деформации ушных раковин), незаращение верхней губы, твердого неба и др.
  • Внутриутробные инфекции плода (хламидиоз, сифилис, герпес, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), инфекции, перенесенные в грудной период (особенно бактериальный менингит)
  • Высокий билирубин после рождения (желтуха)
  • Бронхолегочная врожденная патология (дисплазии)
  • Искусственная вентиляция легких после родов, реанимационные состояния
  • Генетические синдромы, ассоциированные со снижение слуха и глухотой
  • Черепно-мозговая травма
  • Рецидивирующий или затянувшийся экссудативный средний отит
  • Прием ребенком ототоксических лекарств (антибиотики и др.)

Несмотря на четкие рекомендации, только единицы родителей имеют достаточно информации и желание проходить повторные исследования слуха своего ребенка, полагаясь на результаты полугодовалой-годовалой давности. Любые своевременно выявленные отклонения слуха в раннем возрасте требуют безотлагательных мер по лечению и реабилитации, так как задержки в этом процессе чреваты не только формированием хронической тугоухости, но и задержкой речевого развития ребенка, его адаптации в обществе.