Детальный ответ на этот вопрос можно найти здесь:
http://www.loronline.ru/forum/viewtopic.php?t=3225 (мнение проф. Свободы из Вены и проф Стюарта из Нью-Йорка), а также здесь:
http://www.loronline.ru/forum/viewtopic.php?t=2292 (профессора Штаммбергер и Манн)
Выдержки из дискуссий:
Москва, 2007
Вопрос (В.Козлов). Каково ваше отношение к пункции верхнечелюстных пазух? Как часто и в каких случаях вы ее делаете?
Ответ (Штаммбергер): Только ЯМИК! (Смех в зале). Да, мы все еще делаем пункцию и ирригацию пазух. В нашем отделении мы делаем 600-700 операций по поводу риносинуситов в год. На амбулаторном приеме мы делаем, может быть, около 5 пункций в год. (Народ возмущен). Почему? Потому что верхнечелюстной синусит per se, за исключением одонтогенного, не существует! Показания к пункции - пациент, который приходит с очень сильной болью и помещение адреналина в средний носовой ход не дает облегчения. В этом случае мы можем сделать пункцию, но лишь для облегчения боли. Много лет назад, когда я еще учился, мы делали пункции и ставили в пазуху катетер для ее промывания. Сейчас от этой методики мы полностью отказались. (Козлов - ну не умеют они делать пункций. Одобрительный смех в зале). Манн - когда я работал над своей диссертацией, я был чемпионом мира по пункциям пазух. Но сейчас я согласен с Хайнцем. Через наше поликлиническое отделение проходят около 13 тысяч пациентов в год и мы тоже делаем не больше пяти пункций в год.
Краснодар, 2008
Вопрос: Ваше отношение к пункции околоносовых пазух при болевом синдроме.
Swoboda: при наличии определенных показаний это очень полезная процедура. Но эти показания в последнее время сильно сужаются. Главные показания - эмпиема верхнечелюстной пазухи с повышенным давлением, не поддающаяся обычной терапии деконгестантами и антибиотиками, и одонтогенный гайморит.
Вопрос: как часто вы выполняете пункции?
Swoboda: Наверное, один раз года в три.
Stewart: Я, пожалуй, выполняю пункции чуть чаще, но проблема в том, что при синусите поражается не только верхнечелюстная пазуха, но и другие, например, решетчатые клетки, которые мы пунктировать не можем. По моему мнению, в США имеется тенденция назначать пациенту с изолированным верхнечелюстным синуситом, не поддающимся лечению, эндоскопическую операцию, хотя у такого пациента вполне достаточно было бы сделать пункцию. Я также считаю вполне жизнеспособной технику зондирования естественного соустья пазухи вместо пункции. Я использую специальный катетер, разработанный компанией Welch Allyn. После анестезии я под эндоскопическим контролем ввожу катетер в естественное соустье (это очень тонкая канюля) и промываю пазуху. Конечно, такое зондирование возможно далеко не всегда. Иногда из-за искривления перегородки или других анатомических особенностей, или из-за выраженного отека, идентифицировать соустье невозможно. Но если при эндоскопии хорошо виден средний ход и крючковидный отросток, я пытаюсь ввести канюлю за него и попасть в соустье. Я делаю такую процедуру, наверное, раз в один или два месяца. Если у пациента имеется множественный синусит, не поддающийся лечению, я считаю более правильным выполнять эндоскопическую инфундибулотомию, чтобы улучшить отток из всех пазух, а не пунктировать только верхнечелюстную.
Вопрос: Как Вы контролируете эффективность лечения при остром синусите? Делаете ли Вы контрольные рентгенограммы?
Stewart: При остром синусите не делаем. Я полагаюсь на клиническую симптоматику и снимки мы делаем только при сохранении клиники.